Учимся играть блюз на гитаре — часть 2. Блюзовый ритм и блюзовые аккорды

Это вторая часть статьи "Как играть блюз на гитаре - уроки блюза для начинающих". В ней рассказывается о блюзовых ритмах, аккордах и риффах.
Фото Эрика Клэптона

Классический блюз обладает несколькими отличительными признаками:

Привет, друзья! Вы знали, что у нас есть ламповое сообщество в ВК для гитаристов? Если нет - подписывайтесь! - https://vk.com/guitarmonstr
  • шаффл;
  • упрощенные аккордовые формы;
  • клише структуры песни.

Блюзовый ритм

Типичный блюзовый ритм называется шаффлом. Шаффл представляет собой триоли на 4/4.

На второй доле вместо ноты пауза. Считается так: «Раз – и – два, раз – и – два». Такой ритм является отличительной чертой чикагской школы.

На табулатуре шаффловый ритм выглядит следующим образом:

Табулатура с изображением шаффлового ритма
Шаффловый ритм на табулатуре

Ниже представлены примеры шаффла. Кстати, это минусовки, под которые вы можете развивать свой навык импровизации.

Классический блюз играется в размерах 4/4 и 12/8. Но современные блюз-роковые исполнители успешно адаптируют под блюз и 3/4 и 6/8. Например, Джек Уайт со своей версией песни «Love is Blindness».

Блюзовые аккорды

Большинство блюзовых стандартов строится на следующих ступенях:

I (Тоника) – IV (Субдоминанта) – V (Доминанта).

Примером практического применения этой схемы является последовательность аккордов в тональности Ми-минор:

Em – A – H.

Вам необходимо выучить эти три основные ступени для каждой тональности. Так вы решите массу проблем. Например, сможете без проблем играть импровизационные соло в любом ключе.

Но не весь блюз построен на 3 ступенях. Также популярны такие гармонии:

  • Em – G – A;
  • Hm – G – D – A;
  • E – A – E – H7.

Для украшения композиции и придания ей неустойчивого драматичного звучания блюзовые гитаристы используют вместо трезвучий септаккорды, нонаккорды и т.д.

СПРАВКА. О минорных и мажорных блюзовых аккордах

 Аккорды создают гармонию песни, которую гитарист обыгрывает на свой вкус. Если вы только начинаете знакомство с блюзом, начните с осмысления простых прогрессий. Например, Am – Dm – Em – E7. Это все та же последовательность тоника – субдоминанта – доминанта. Попробуйте разные позиции для этих аккордов и разный стиль игры.

Септаккорды, нонаккорды, 11 и 13 аккорды

От других жанров музыки блюз отличается активным применением аккордовых вариаций. В классических произведениях вы встретите септаккорды, нонаккорды и 11 и 13 аккорды. Применение этих созвучий позволяет создать то самое блюзовое настроение в песне.

Выполните небольшое упражнение. Сыграйте на гитаре 2 последовательности.

Сначала Am – Dm – Em – E.

Затем Am7 – Dm7 – Em7 – E7.

Вторая последовательность звучит намного более драматично, но одновременно незавершенно.

Используйте это знание в своем творчестве. Добавляйте септаккорды для нагнетания атмосферы, но не пытайтесь построить на них всю песню. Иначе будет создаваться впечатление недосказанности и незавершенности композиции.

Аккорды в виде баррэ. Система CAGED

Блюз – это музыка, в которой классические открытые позиции аккордов почти не используются. Блюзмены постоянно играют с приемом баррэ. Это позволяет им по-разному обыгрывать одни и те же аккорды, чередовать позиции для нужного звучания песни.

Существует 5 форм (для мажора и минора) для того, чтобы сыграть любой аккорд на гитаре:

  • форма до
Аппликатура формы С
Мажорная форма C
Аппликатура формы Cm
Минорная форма C
  • форма ля
Аппликатура аккорда A
Мажорная форма A
Аппликатура аккорда Am
Минорная форма A
  • форма соль
Аппликатура аккорда G
Мажорная форма G
Аппликатура аккорда G
Минорная форма G
  • форма ми
Аппликатура аккорда E
Мажорная форма E
Аппликатура аккорда E
Минорная форма E
  • форма ре
Аппликатура аккорда D
Мажорная форма D
Аппликатура аккорда D
Минорная форма D

Такая система называется CAGED – по латинским буквам, обозначающим созвучия.

Ниже представлены аппликатуры аккордов Ми-минор и Ми-мажор в каждой из 5 форм. Аналогично им строятся аппликатуры и для остальных аккордов.

Табулатура вариаций аккорда E
Аккорд E в системе СAGED
Табулатура вариаций аккорда Em
Аккорд Em в системе СAGED

Знание системы CAGED позволяет сыграть нужный аккорд в любой позиции и от любой ноты. Чтобы пользоваться этой системой, вы должны знать расположение всех нот на гитарном грифе.

СОВЕТ. О системе CAGED, пентатонике и соло

Вы почти никогда не будете играть аккорды во всех 5 формах. Вам вполне хватит знания открытой позиции и баррэ. Но система CAGED нужна для изучения пентатоники, которая, в свою очередь, является основой блюзового соло и импровизации.

Если вы хотите не только играть блюзовые квадраты, но и придумывать собственные соло, то добавьте в свои занятия на гитаре изучение этой системы.

 3 аккорда на всем грифе гитары

Еще одним способом обыграть аккорды в блюзе является применение трезвучий вместо полноценных аппликатур. Этот способ позволяет легко перемещаться между боксами пентатоники.

Трезвучия играются на 3 струнах. Чаще всего первых или последних.

Ниже в табулатуре изображены формы трезвучий для Ля-минора (Am). Сыграйте их под метроном. Сделайте вывод о различии в нюансах звучания.

Табулатура трезвучий Am
Формы трезвучий Am

Что такое блюзовый рифф? Простые примеры блюзовых риффов

Рифф – это короткая музыкальная повторяющаяся фраза. Те фрагменты песен, которые вы играете в музыкальном магазине при покупке гитары, и есть рифы.

На риффах построена большая часть музыки. Среди самых знаменитых «Smoke on the water», «Back in Black», «Enter Sandman».

Не менее значимы риффы в блюзе. Традиционно они, как и аккорды, также строятся по схеме I – IV – V с обыгрыванием этой последовательности.

На видео ниже вы найдете 50 лучших риффов в истории блюза.

Скачать архив «Блюзовые риффы»

12 тактовая блюзовая прогрессия

Одним из главных блюзовых клише является использование 12 тактовой прогрессии при построении песен.

То есть вместо 8 в куплете блюзовой композиции 12 тактов. «Лишние» 4 такта образуются из-за повторения первой строчки. Причем повторяться могут отдельно как слова, так и музыкальная фраза.

Все 12 тактов строятся на обычной блюзовой последовательности

тоника – субдоминанта – доминанта.

Хотя иногда могут добавляться повышенные или пониженные ступени.

Примерами 12-тактового блюза могут служить песни JJ Cale – «Cocaine», BB King – «Thrill Is Gone», Чиж – «Перекресток», Зоопарк – «Blues de Moscou».

На рисунке ниже разбор 1 куплета песни «Перекресток». Обратите внимание на аккорд Bb7. Это повышенная V ступень. Это созвучие добавляет фразе резкости.

Разбор песни "Перекресток"
I, IV, V ступени в песне «Перекресток»
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
GuitarMonster
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: